Неточные совпадения
Честолюбивые планы его опять отступили на задний план, и он, чувствуя, что вышел из того круга
деятельности, в котором всё было определено, отдавался весь своему
чувству, и
чувство это всё сильнее и сильнее привязывало его к ней.
Этот милый Свияжский, держащий при себе мысли только для общественного употребления и, очевидно, имеющий другие какие-то, тайные для Левина основы жизни и вместе с тем он с толпой, имя которой легион, руководящий общественным мнением чуждыми ему мыслями; этот озлобленный помещик, совершенно правый в своих рассуждениях, вымученных жизнью, но неправый своим озлоблением к целому классу и самому лучшему классу России; собственное недовольство своею
деятельностью и смутная надежда найти поправку всему этому — всё это сливалось в
чувство внутренней тревоги и ожидание близкого разрешения.
Она испугалась опять этого
чувства и ухватилась за первый представившийся ей предлог
деятельности, который мог бы отвлечь ее от мыслей о себе.
Кажется, как будто ее мало заботило то, о чем заботятся, или оттого, что всепоглощающая
деятельность мужа ничего не оставила на ее долю, или оттого, что она принадлежала, по самому сложению своему, к тому философическому разряду людей, которые, имея и
чувства, и мысли, и ум, живут как-то вполовину, на жизнь глядят вполглаза и, видя возмутительные тревоги и борьбы, говорят: «<Пусть> их, дураки, бесятся!
Были среди них люди, ставшие революционерами потому, что искренно считали себя обязанными бороться с существующим злом; но были и такие, которые избрали эту
деятельность из эгоистических, тщеславных мотивов; большинство же было привлечено к революции знакомым Нехлюдову по военному времени желанием опасности, риска, наслаждением игры своей жизнью —
чувствами, свойственными самой обыкновенной энергической молодежи.
Это был человек совершенно противоположного склона духовной жизни, чем Симонсон. Симонсон был один из тех людей, преимущественно мужского склада, у которых поступки вытекают из
деятельности мысли и определяются ею. Новодворов же принадлежал к разряду людей преимущественно женского склада, у которых
деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных
чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных
чувством.
как сказал об нём Пушкин, был идеалом образцового капрала, так, как он носился в мечтах отца Фридриха II; нечеловеческая преданность, механическая исправность, точность хронометра, никакого
чувства, рутина и
деятельность, ровно столько ума, сколько нужно для исполнителя, и ровно столько честолюбия, зависти, желчи, чтоб предпочитать власть деньгам. Такие люди — клад для царей. Только мелкой злопамятностью Николая и можно объяснить, что он не употребил никуда Аракчеева, а ограничился его подмастерьями.
И вот эту-то досаду, этот строптивый крик нетерпения, эту тоску по свободной
деятельности,
чувство цепей на ногах — Natalie приняла иначе.
От жизни и
деятельности в Париже это
чувство начало притупляться, но не исчезло.
О характере их направляющей
деятельности можно судить по следующей выдержке из резолюции преосвященного Гурия на одном из актов, хранящихся в корсаковской церкви: «Если не во всех у них (то есть ссыльных) имеются вера и раскаяние, то во всяком случае у многих, что мною лично было усмотрено; не что иное, а именно
чувство раскаяния и вера заставляли их горько плакать, когда я поучал их в 1887 и 1888 гг.
Если мы применим все сказанное к сочинениям Островского и припомним то, что говорили выше о его критиках, то должны будем сознаться, что его литературная
деятельность не совсем чужда была тех колебаний, которые происходят вследствие разногласия внутреннего художнического
чувства с отвлеченными, извне усвоенными понятиями.
Полная, белая, румяная, красивая, с блестящими черными глазами и большой черной косой, она вызывала в мужчинах
чувства, которых она не хотела, да и не могла разделять, — так она была вся поглощена своей агитационной, разговорной
деятельностью.
Отчасти причиной тому было влияние дня и
деятельности, отчасти и главное то, что страх, как и каждое сильное
чувство, не может в одной степени продолжаться долго.
— И вы говорили это, — продолжал Александр, — двадцатилетнему мальчику, для которого любовь — все, которого
деятельность, цель — все вертится около этого
чувства: им он может спастись или погибнуть.
— Но вы и этого не должны были делать! — крикнул на нее Егор Егорыч. — Женщины рождены не для того, чтобы распоряжаться в служебных делах мужа, а чтобы не огорчать мужей, возбуждать в них благородные
чувства по общественной
деятельности, утешать и успокоивать мужа в случае несправедливых невзгод!
Впереди пятой роты шел, в черном сюртуке, в папахе и с шашкой через плечо, недавно перешедший из гвардии высокий красивый офицер Бутлер, испытывая бодрое
чувство радости жизни и вместе с тем опасности смерти и желания
деятельности и сознания причастности к огромному, управляемому одной волей целому.
«Но архитектура как искусство гораздо более, нежели другие отрасли практической
деятельности, подчиняется исключительно требованиям эстетического
чувства, совершенно отказываясь от стремления удовлетворять житейским целям».
Называя искусством всякую
деятельность, производящую предметы под преобладающим влиянием эстетического
чувства, должно будет значительно расширить круг искусств; потому что нельзя не признать существенного тожества архитектуры, мебельного и модного искусства, садоводства, лепного искусства и т. д.
В этом совершенно сходны с другими
чувствами и
деятельностями человека
чувство и
деятельность эстетические.
Я думаю даже, что если б я действовал в смысле приближения этой минуты, то такая
деятельность была бы противна и здравому смыслу, и
чувству самосохранения.
Такая доверенность видимо польстила ему; он был тронут и с
чувством пожал мою руку. Прошедшее было забыто; будущее открывалось полное надежд и загадочных предприятий. Он объяснил мне всю важность предстоящих задач и, постепенно развивая свои мысли, de fil en aiguille слово за слово. пришел наконец к тому, что он называл «la question du telegue russe» «вопрос о русской телеге».. Этот вопрос, по его мнению, должен был явиться отправным пунктом нашей будущей цивилизующей
деятельности.
Англичанин или американец, не крича о том, что его, например, служебная
деятельность необходима для поддержания государства и для блага народа, — никогда, однако, не продаст своего служебного долга ради личной выгоды: это запрещается ему
чувством его патриотизма.
Их развитие не так высоко, чтобы понять значение своей родины в среде других народов; их
чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической
деятельности; их личность не столько самобытна, чтобы в собственных силах искать прав на какое-нибудь значение.
Оттого-то мы и видим всегда так много лихорадочного, судорожного в
деятельности энтузиастов, у которых сила
чувства и воображения преобладает над рассудком.
Так как это биение для вас легче заметить, чем
деятельность мозговых нервов, то мы и приписываем всякое
чувство сердцу.
Если человек с первых дней детства привык, например, слышать постоянно мелодические звуки, то естественно, что у него разовьётся
чувство музыкальное; если: в детстве не привык человек переносить неприятных ощущений, то понятно, что малейшая неприятность выводит его из себя; если в ребёнке успешно старались задерживать свободную
деятельность мысли, то неизбежно родится в нём
чувства отвращения и умственной
деятельности, и т. д.
Как после сильного звука мы уже не слышим посредственного, но довольно слышного звука, или как мы ничего не видим; внезапно перейдя от яркого освещения в место, слабо освещенное, но всё же довольно светлое; так точно бывают подобные неправильные восприятия, а вследствие того и
чувства, и в предметах, прямо относящихся, к нашей духовной
деятельности.
Как женщина Матрена живет более сердцем, нежели умом; но все ее
чувства так ниспровергнуты болезненным отклонением
деятельности мозга от нормального отправления, что они не только не человеческие, но и не животные.
Конечно, это скудная пища для деятельного патриотизма Инсарова; но он свое пребывание в Москве и не считает еще настоящею жизнью, свою слабую
деятельность не считает удовлетворительною даже для своего личного
чувства.
Но отчего же подобные вспышки «божьей искры» так слабы, так бедны результатами? Отчего пробужденное на миг сознание засыпает снова так скоро? Отчего человеческие инстинкты и
чувства так мало проявляются в практической
деятельности, ограничиваясь больше вздохами и жалобами да пустыми мечтами?
Мысль и
чувство и сами по себе не лишены, конечно, высокого реального значения; поэтому простая забота о развитии в себе
чувства и мысли есть уже
деятельность законная и небесполезная.
Что же касается до гуманных
чувств, то есть до того, чтобы никому не мешать и ни у кого не отнимать ничего — так этот принцип мы даже у хищных животных видим; волки не бросаются друг на друга, чтобы отнять добычу, а предпочитают ее добывать сами; шакалы и гиены ходят целыми стаями, и кровопролитные войны между ними весьма необычны [; вообще — ворон ворону глаза не выклюнет] — [Но волки овец таскают; значит, принцип нестеснения чужой
деятельности у них слаб?
Ты в тюрьме, ты болен, ты лишен возможности какой бы то ни было внешней
деятельности, тебя оскорбляют, мучат, — но внутренняя жизнь твоя в твоей власти: ты можешь в мыслях упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть людей и можешь в мыслях же подавлять эти
чувства и заменять их добрыми.
Если справедливо сравнение
чувства в религии с музыкой, то ведь музыка не есть высший род искусства и вообще
деятельности духа, ибо оно бессловесно, бессмысленно, алогично.
«Любовь не есть вывод разума, а есть сама радостная
деятельность жизни, которая со всех сторон окружает нас… Люди грубыми руками ухватывают росток любви и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, взрастим его. Любовь, любовь! высшее
чувство, вот оно!» И люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность».
В книге «О жизни» Толстой пишет: «Радостная
деятельность жизни со всех сторон окружает нас, и мы все знаем ее в себе с самых первых воспоминаний детства… Кто из живых людей не знает того блаженного
чувства, хоть раз испытанного и чаще всего в самом раннем детстве, — того блаженного
чувства умиления, при котором хочется любить всех; и близких, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, — чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы».
Но молодость вынесла бы и не такие мытарства. Потребность
деятельности удовлетворялась и этой стороной редакторской обязанности, и
чувством ответственности и сознанием, что ты как-никак стоишь во главе большого журнала.
Стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к благу других, и уничтожается обманчивая жажда наслаждений; праздная же и мучительная
деятельность, направленная на наполнение бездонной бочки животной личности, заменяется согласной с законами разума
деятельностью поддержания жизни других существ, необходимой для его блага, и мучительность личного страдания, уничтожающего
деятельность жизни, заменяется
чувством сострадания к другим, вызывающим несомненно плодотворную и самую радостную
деятельность.
Животная личность страдает. И эти-то страдания и облегчение их и составляют главный предмет
деятельности любви. Животная личность, стремясь к благу, стремится каждым дыханием к величайшему злу — к смерти, предвидение которой нарушало всякое благо личности. А
чувство любви не только уничтожает этот страх, но влечет человека к последней жертве своего плотского существования для блага других.
Но мало и этого,
деятельность любви для людей, признающих жизнь в благе животной личности, представляет такие затруднения, что проявления ее становятся не только мучительными, но часто и невозможными. «Надо не рассуждать о любви, — говорят обыкновенно люди, не понимающие жизни, а предаваться тому непосредственному
чувству предпочтения, пристрастия к людям, которое испытываешь, и это-то и есть настоящая любовь».
Чувства эти — предпочтения к известным существам, как например, к своим детям или даже к известным занятиям, например, к науке, к искусствам мы называем тоже любовью; но такие
чувства предпочтения, бесконечно разнообразные, составляют всю сложность видимой, осязаемой животной жизни людей и не могут быть называемы любовью, потому что они не имеют главного признака любви —
деятельности, имеющей и целью и последствием благо.
Так что первая причина славы Шекспира была та, что немцам надо было противопоставить надоевшей им и действительно скучной, холодной французской драме более живую и свободную. Вторая причина была та, что молодым немецким писателям нужен был образец для писания своих драм. Третья и главная причина была
деятельность лишенных эстетического
чувства ученых и усердных эстетических немецких критиков, составивших теорию объективного искусства, то есть сознательно отрицающую религиозное содержание драмы.
Это было слишком мало, чтобы забыть о своих обязанностях, и граф Литта в один прекрасный день, распустив паруса своего «Pellegrino», понесся на нем к берегам Африки, чтобы своею опасною
деятельностью заглушить горькое
чувство неудовлетворенной любви.
«Несчастный! — продолжала работать мысль молодой девушки. — Красавец, молодой, знатный, богатый, любящий и не любимый… Разве эта „святая“ поймет его, оценит, исправит, он с нею погибнет так же, как и без нее. Надо сильное
чувство, чтобы вернуть его на настоящий путь, чтобы направить его способности и его состояние на полезную
деятельность… Женщина должна всецело подчинить его, подчинить для его же пользы… А разве графиня Надежда такая женщина?.. Святая…»
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и
деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного
чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову.
Светлогуб мало обратил внимания на первое препятствие — равнодушие народа, так как был слишком возмущен вторым препятствием: притеснениями правительства, бессмысленными и оскорбительными. То же испытывали и его товарищи в своей
деятельности и в других местах, и
чувство раздражения против правительства, взаимно разжигаемое, дошло до того, что большая часть этого кружка решила силою бороться с правительством.
Спасет, избавит вас от претерпеваемого вами зла и даст вам истинное благо, к которому вы так неумело стремитесь, не желание своей выгоды, не зависть, не следование партийной программе, не ненависть, не негодование, не желание славы, даже не
чувство справедливости, и главное, не забота об устройстве жизни других людей, а только
деятельность для своей души, как ни странно это вам покажется, не имеющая никакой внешней цели, никаких соображений о том, что из нее может выйти.
Вот те мысли и
чувства, которые вызывало во мне новое сближение с крестьянской нуждой, и я счел своею обязанностью высказать их для того, чтобы люди искренние, действительно желающие отплатить народу за всё то, что мы получали и получаем от него, не тратили бы даром свои силы на
деятельность второстепенную и часто ложную, а все силы свои употребили бы на то, без чего никакая помощь не будет действительной, — на уничтожение всего того, что подавляет дух народа и на восстановление всего того, что может поднять его.
Деятельность общая, правительственная, выражающаяся в теперешних обстоятельствах даровой раздачей, по расписаниям и спискам, хлеба и денег, вызывает самые дурные
чувства: жадность, зависть, притворство, осуждение;
деятельность личная вызывает, напротив, лучшие
чувства, любовь и желание жертвы.
Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою
деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.